ФНС России предлагает дополнить законодательство новыми основаниями для отказа в регистрации юрлиц. По мнению налоговиков, на либеральности регистрационного режима это не скажется, зато фирмы-однодневки и тех, кто стоит за их созданием, выявлять будет проще. Эксперты считают, что собака зарыта глубже и пресечь конкуренцию в сфере госзаказа между однодневками можно только коренной реформой законодательства в сфере госзакупок.
ФНС предлагает увеличить число оснований для отказа в регистрации юрлиц В августе 2010 года Дмитрий Медведев, говоря о повышении эффективности расходования бюджета, поручил разработать комплекс мер по борьбе с воровством при госзакупках. Президент особо отметил необходимость проведения межведомственных операций в отношении фирм-однодневок и фирм-посредников, из-за вмешательства которых цены на торгах и аукционах растут как на дрожжах. «По материалам контрольного управления президента проведите проверки и при наличии оснований возбудите уголовные дела и проведите следствие», — наказал президент, обратившись к Генпрокуратуре, Следственному комитету, ФСБ, МВД, Финмониторингу и ФНС. Как стало известно РБК daily, ведомства разработали план совместных действий. В качестве одной из мер по пресечению «серых» госзакупочных схем ФНС предлагает дополнить закон 129-ФЗ («О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») новыми основаниями для отказа в регистрации юрлиц. Препятствием к созданию фирмы с потенциальным статусом однодневки будет являться пункт о «недостоверном предоставлении информации». «Это не усложнит порядок регистрации и не является возвратом к разрешительному порядку. Но за достоверность сведений, к примеру данных об адресе регистрации и иных сведений, поданных в регистрирующий орган, тоже отвечать надо. Здесь, безусловно, должны быть хотя бы элементарные причины для отказа на уровне законодательства», — поясняет РБК daily начальник правового управления ФНС Олег Овчар. Сейчас, по словам чиновника, чересчур либеральное законодательство играет на руку учредителям подставных фирм: даже если налоговики видят, что организация, к примеру, расположена по адресу массовой регистрации или массовый учредитель имеет непогашенную задолженность перед бюджетом, отказать в регистрации они не могут. Законодательный пробел тянет за собой цепочку лазеек для желающих нажиться на госзакупках. В частности, информация об однодневках обрывается на этапе опроса учредителя и директора сомнительной фирмы. «Они могут заявить, что фирмы не учреждали. В итоге выявить непосредственного выгодоприобретателя не всегда получается, поскольку налоговые органы не обладают оперативно-разыскными функциями», — сетует г-н Овчар. В связи с этим ФНС предлагает рассмотреть механизм привлечения к уголовной ответственности не только «лиц, непосредственно создавших фирму-однодневку», но и «фактических выгодоприобретателей». Именно они приносят наибольший ущерб государству, наращивая цены на аукционах и торгах через фиктивные организации. Для эффективной реализации такого механизма необходимо повышение качества сотрудничества налоговиков и правоохранительных органов, добавляет г-н Овчар. Предложения ФНС уже направлены в Минфин, Минэкономразвития и Счетную палату. По утверждению источника РБК daily, знакомого с ситуацией, там они нашли концептуальную поддержку. Эксперты к предлагаемым нововведениям относятся с опаской. Председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро считает, что меры, предлагаемые ФНС, будут неэффективными. «Более того, эта норма увеличит коррупцию в федеральных органах налоговой службы и, с моей точки зрения, не должна пройти экспертизу Минюста на коррупциогенность», — уверен он. По мнению г-на Габестро, более эффективной мерой может стать увеличение минимального уставного фонда для юридических лиц. В Европе, например, он составляет 50 тыс. евро. «Изменения в Гражданский кодекс по этому поводу давно разработаны и лежат где-то под сукном», — возмущается бизнесмен. «Массовая регистрация по одному адресу — недостаточно объективное основание. Разумеется, это признак того, что здесь не все чисто, но абсолютным основанием не является», — соглашается руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов. «Никто в мире, кроме нас, фирмы-однодневки вообще не пускает на рынок госзакупок. Они «тренируются» где-то в другом месте», — говорит директор Института управления закупками НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова. По ее мнению, конкуренцию однодневок между собой в России получили из-за вычеркнутых из 94-ФЗ (закон о госзакупках) положений о деловой репутации (которая очень ценится на Западе), квалификации и опыте. «В итоге добросовестные поставщики по сравнению с однодневками неконкурентоспособны — у них масса обязательств», — сетует г-жа Кузнецова. Генпрокуратура начала проверку по противодействию правонарушениям в сфере госзакупок. Только с начала 2011 года прокуроры выявили более 25 тыс. нарушений, около 6,8 тыс. человек привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. «Для правонарушений, с учетом административных, цифра в 25 тыс. слишком мала. Если же говорить о злоупотреблениях, коррупции и нарушениях условий договора — там, где есть реальные последствия для госзаказчика или потребителя (потеря денег, качества или времени), — в этом случае таких правонарушений значительно меньше», — оценивает статистику директор Института управления закупками НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова, добавляя, что такие результаты показывают неполноценность существующего законодательства. По информации Генпрокуратуры, одними из самых распространенных нарушений являются незаконные действия при приемке товаров, работ и услуг. Больше всего этим грешат в республиках Марий Эл и Мордовия, Иркутской, Курганской, Омской областях и Москве. По мнению г-жи Кузнецовой, эта тенденция вполне предсказуема, поскольку эта сфера госзаказа остается почти неурегулированной. «Десять статей в ГК не охватывают всего многообразия ухищрений, на которые могут пойти и заказчик, и поставщик. Все методики не только морально, но и экономически устарели. Нарушения при приемке сейчас неизбежны», — отмечает она. В республиках Дагестан и Тыва, Пермском крае, Амурской, Ивановской и Смоленской областях, по данным Генпрокуратуры, контингент госзаказчиков несколько иной: там наиболее распространены факты личной заинтересованности, или попросту воровства. «Организован постоянный мониторинг ситуации на рынке закупок... обеспечено постоянное взаимодействие между органами прокуратуры, ФСБ, МВД, СКР, Росфинмониторинга и ФНС России», — отчитываются в Генпрокуратуре. По сообщению ведомства, в Ростовской и Рязанской областях уже расследуются уголовные дела в отношении заместителей министров здравоохранения регионов в связи с закупкой медицинского оборудования по завышенным ценам. РБКdaily 10.08.2011
Прокуроры ищут госзакупщиков